“Как вы яхту назовете…”

Радна Филиппович Сахалтуев – человек удивительный, художник уникальный: «один из самых блистательных на всем советском и постсоветском пространстве анимации», «бурятский Уолт Дисней» – это все о нем. Родился Радна Филиппович 15 мая 1935 года в Улан-Удэ, учился во ВГИКе, в Москве, с 1961 года живет и работает в Киеве. То, что приехал по распределению в Украину считает счастливым подарком судьбы. Именно здесь, в Киеве, он реализовал свой незаурядный талант художника-мультипликатора, обрел настоящих, верных друзей. Его «Приключения капитана Врунгеля» стали настоящей сенсацией в 1980-м, да и сегодня, спустя 30 лет, перекочевав на жидкокристаллические экраны и плазменные панели, чувствуют себя прекрасно. Жаль, конечно, что больше не снимают таких мультфильмов – озорных, смешных, остроумных, а главное – наших. Но Радна Филиппович без работы не сидит. Вот и сегодняшнее интервью про работу: в киевском издательстве «Розумна дитина» художник нарисовал очередную книжку.

– Доброе утро, Радна Филиппович! Давно хочу спросить – у Вашего имени есть перевод?

– Есть, только говорить про это как-то неудобно (неожиданно смущается. – Авт.)…

– ?

– Имя Радна на бурятском означает – драгоценный. (Вот оно что: Радна Филиппович из скромности не хотел про имя свое говорить!)

– Просто как в одном из Ваших мультфильмов: «как вы яхту назовете, так она и поплывет»! Расскажите, пожалуйста, про детство – как началось Ваше «плавание» по жизни?

– Несмотря на послевоенные трудности детство было не самым плохим. Все дети могли заниматься – и совсем бесплатно – в любых кружках, кому что нравилось. Мне нравилось рисовать, и я занимался в кружке Дворца пионеров. Очень яркое впечатление детства, я бы даже сказал, потрясение – мультфильм «Бемби», я увидел его году в 47-м.

– Как приняли решение поступать в московский ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии. – Авт.)?

– На этом настояли моя мама и тётя. Да и время тогда было такое – все верили в хорошее, что все получится. Хотя, скажу откровенно, самому мне хотелось поступить или в военное, или в пожарное училище. Но не позволила одна графа в анкете – родители. Отец был репрессирован в 1938 году по статье за «контрреволюцию». В 1955 году я оказался в Москве. Мне очень повезло с преподавателями: нас учили настоящие мастера, основатели советской мультипликации. Самый яркий из них – Иван Петрович Иванов-Вано (создатель мультфильмов «Конек-горбунок», «Мойдодыр», «Гуси-лебеди» и многих других. – Авт.). Ох и ругал же он нас! Но по-отечески, с любовью. Вообще меня окружали очень интересные люди – потом узнавал об их успехах, и вспоминал студенческие годы. Помню Васю Шукшина – весь курс проходил в гимнастерке, и не думал скрывать свое крестьянское происхождение, а всячески его подчеркивал. Вообще тогда был сильный режиссерский курс Довженко, на котором учились Николай Винграновский, Лариса Шепитько, да много кого из Украины – Довженко земляков своих, а тем более талантливых, всячески поддерживал.

– Помните свой первый мультфильм?

– Еще бы! Рисовал его как дипломную работу, в 1961-м, на «Союзмульфильме». Он назывался «Дракон», по мотивам бирманской сказки. Чтобы правильно нарисовать все детали, передать колорит юго-восточной Азии, мы ездили на консультации к настоящему бирманцу! Мультфильм получился хороший – очень старались. (Я нашла мультфильм в интернете, посмотрела с удовольствием – классика! В титрах так и значится – художник-постановщик Радна Сахалтуев. – Авт.)

– Свои мультфильмы смотрите?

– Нет. И вообще сейчас мультфильмов не смотрю, одно разочарование. Хороший мультфильм – большая редкость. Компьютер лишает их индивидуальности, ведь ручная работа – пусть с недостатками, всегда выглядит теплее, живее, и с книгами тоже так.

– Вы нарисовали для Издательского дома «Розумна дитина» серию раскрасок. Они отличные – прорисованы все детальки, усы, пуговицы… Кто знает – может быть ребенок раскрашивать начнет, потом его потянет рисовать, а после он за мультфильмы возьмется…

– Поэтому и нельзя относиться к работе спустя рукава, а особенно если это касается книг для детей. Пусть это и раскраска – линии должны быть железные! Посмотрите на раскраски по американским мультфильмам, имею в виду настоящие книжки, там все четко и правильно. Ведь нет никакого смысла ребенку давать халтуру – лучше тогда просто лист бумаги.

– Вы закончили работу над иллюстрациями для новой книги «Брехунель и его команда»…

– Если честно – начинал со скрипом, книжка такая… (подбирает слово. – Авт.) современная. Хотя героев увидел сразу. После работал с удовольствием, и теперь жалко, что работа над книгой закончилась. Рисовал 3 года, получилось больше 150 рисунков, точно не считал… Текст очень динамичный, на каждой странице уже что-то новое происходит. Пришлось рисовать и детей, и злодеев (уж кто-кто, а злодеи у Радны Филипповича получаются отменные! – Авт.), пиратов, осьминогов, даже чудовище Лохнесское. Вообще похоже на мультфильм – новый абзац, новый кадр. Книга будет толстая – 3 года работы! Хотя никто не подгонял, ждали, сколько нужно. Почувствовал: важно качество, а не сроки. Вообще, было приятно работать с издательством – в нем царит душевное спокойствие, а это сегодня большая редкость!

– Будем ждать книгу с нетерпением! Радна Филиппович, пожелайте что-нибудь современным родителям – не как художник, как отец троих детей…

– Да, у меня два сына и дочь, все они выбрали творческие профессии. Уже есть двое внуков. А родителям хочу сказать: читайте и читайте! Книг в семье должно быть много, в разных книгах – разные мысли, так и набирается у ребенка багаж в голове. Дети начинают лучше, правильнее говорить, учатся мыслить. Книги развивают воображение. А сейчас какой огромный выбор! Я своим детям много книг покупал, теперь вот внукам покупаю. Последние две – про медвежонка Паддингтона, там чудесные иллюстрации!

Рассматривала иллюстрации к книге и разговаривала с художником Олена Британ

Залишити коментар