Линия кукольной жизни

Иллюстрировать новые книги Издательского Дома «Розумна дитина» будет не просто художник, а художник по куклам – известная кукольница Ирина Таубе.

– Ирина, по профессии Вы – архитектор. А как попали в мир авторской куклы?

– Да, я окончила архитектурный факультет Харьковского университета строительства и архитектуры, но по специальности не работала ни дня. На 2 курсе попала в студию «Куклы для взрослых», с тех пор профессионально «играю в куклы». Сразу после университета вела кукольную студию, а сейчас эту студию ведет моя старшая дочь, Анна. Вообще понятие авторская, интерьерная кукла появилось не так уж давно – как о новом жанре искусства о ней стали говорить лет 50 назад, а в Украине и того позже…

– Когда Вы сделали свою первую куклу?

– О, это отдельная история. Где-то в начале 90-х я сделала марионетку, да не простую, а портрет своей подруги – к слову, сходство было поразительное и кукла ей очень понравилась. Мы с этой куклой выступали прямо на улице: я управляла марионеткой, а подруга играла на гитаре и пела, озвучивая куклу – саму себя.

– И шляпа на асфальте была?

– А как же! Все по-настоящему. Прохожим, публике очень нравилось! После так и пошло – делали кукол и организовывали выставки-продажи под открытым небом.

– А потом…

– Потом авторские куклы стали выставлять в галереях, к ним – наконец и в Украине – появился настоящий интерес и, что очень важно, куклы стали пользоваться спросом, их начали коллекционировать, заказывать…

– Автор любой куклы – это скульптор, дизайнер, художник, швея, иногда и парикмахер… А Вы еще и иллюстратор – Ваши куклы стали героями книг…

– Первая книга, иллюстрациями для которой стали мои куклы – «Рождественский вертеп» («Різдвяний вертеп»). Горжусь этой работой по-настоящему. Книгу-спектакль, конечно, делала не я одна, а целый коллектив единомышленников. Выверялось все до мельчайших мелочей, советовались и консультировались со священнослужителями и историками и по тексту, и даже по цветовой гамме, ведь вертеп – очень серьезный жанр. Делали и представляли, как книгу приносят в дом, она становится центром семейного праздника. И все получилось! Надеюсь, вторая и третья книги тоже получатся… (Говоря про вторую и третью книги, Ирина имеет в виду новый проект Издательского дома «Розумна дитина» – две детские книги про профессии: для мальчиков и для девочек. – Авт.)

– Героями новых книг станут Ваши куклы-крохи. (Скажу честно: не видела еще ничего подобного! Очаровательные, трогательные, со своими незабываемыми личиками, крохи сразу делают руки теплыми, и вводят взрослого человека в такое состояние, когда хочется леденец-петушок, шарик на веревочке и шапку с дурацким бумбоном на затылке…). И все они сделаны в технике…

– …в технике валяния шерсти. Это очень древняя техника, но последнее время стали ее вспоминать. Валяние войлока – очень сложный, просто безумно трудоемкий процесс, если говорить об изготовлении кукол. Но результат того стоит! Я ведь сама получаю огромное удовольствие. Шерсть, войлок, фетр – материал

Попробуйте мое вкусное войлочное мороженое!

интересный, обаятельный, тепленький. Все, что из него делается, очень трогательно и вызывает детские ассоциации. Поэтому мы с издателем решили, что такие куклы как нельзя лучше расскажут маленькому ребенку о профессиях: дети, глядя на игрушечных врача, учительницу, балерину, смогут представить себе обаяние профессии. Крохи ведь детки, которые как бы играют во взрослых.

– Все аксессуары тоже будут из войлока?

– Даже градусник у доктора и лейка у садовницы. Еще есть самолетик для бортпроводницы. Но я ведь работаю не одна – половину работы делает моя дочь, Ксения. Ее по праву можно назвать соавтором книги. Когда придумываем с ней какие-то интересные детали, появляются все новые и новые, уже свои технологии. Например, пачку для куклы-балерины мы делали несколько дней, и вот она воздушная, настоящая… Вообще, сочетание пластики и войлока уникальное. Когда смотришь на куклу, кажется, еще немного, и она начнет двигаться.

– Ирина, я познакомилась с Вашими куклами немножко

Маленькая садовница

раньше, чем с Вами лично, и сразу заметила: некоторые похожи на Вас…Вопрос такой: это случайно, что у многих – я сейчас говорю о художниках вообще – их герои на них самих похожи?

– Вы правы – у многих, да почти у всех похожи. В моем случае – это не специально. Думаю, так происходит потому, что художник смотрит и на себя в зеркало, чтоб посмотреть, как выглядят глаза, губы. Вот и воспроизводит после увиденное…

– На крошечных ладошках каждой Вашей куклы есть линия жизни…

– Ладоней без линий жизни не бывает, значит и у куклы она должна быть. Каждая кукла ведь живет своей жизнью, можно говорить смело, что у каждой своя судьба.

– Не жалко, что такими куклами играть нельзя?

– Нет, даже не думаю об этом – у них совсем другая миссия.. По большому счету каждая авторская кукла – коллекционный, выставочный экземпляр, всегда в единственном числе.

– Я желаю, чтоб у каждой Вашей куклы была счастливая судьба, а теперь – еще и у книг.

– Спасибо. Хочу пожелать всем родителям – не забывайте своим деткам читать! Больше книг, впечатлений, мыслей!

Куклы для книги "Різдвяний вертеп"

Впадала в детство Олена Британ

Куклы для книги "Різдвяний вертеп"

Залишити коментар