Они знают, как рисовать добро

Уникальное явление в мировой культуре – советские мультфильмы. «Двадцать лет назад граждане СССР жили в самой идеологизированной стране мира — и смотрели при этом самые аполитичные мультфильмы на свете»  – написал авторитетный журнал Forbes. И правда – были наши мульфильмы содержательными, но лаконичными, добрыми, но не слишком назидательными, а главное, оптимистичными. Они вселяли уверенность в том, что каждый в силах изменить мир к лучшему! Я восхищаюсь отечественными мультипликаторами, которые отдавали этим коротеньким картинам для детей все свои силы, энергию, талант. Одни из них – Николай Яковлевич и Нина Алексеевна Чуриловы, чудесные художники-аниматоры славной студии Киевнаучфильм. «Аистенок», «Песенка в лесу», «Почему у одуванчика толстые щеки», «Как Петя Пяточкин слоников считал» – вот только несколько нарисованных ими шедевров. Про любой мультфильм сейчас можно при желании узнать все подробности, поэтому я попросила Николая Яковлевича и Нину Алексееву Чуриловых просто рассказать о себе…

Николай Яковлевич: Все у нас с Ниной Алексеевной как-будто было предопределено судьбой – вместе по жизни, и в работе… Мы с ней закончили одно и то же художественное училище в Краснодаре, правда, в разные годы. После потеряли друг-друга из виду. Год я проработал учителем рисования и черчения, и поехал поступать в Москву. Это был 1957 год – год того самого Фестиваля молодежи и студентов, а я о нем почти и не слышал – готовился к экзаменам. Себя я считал живописцем, хотел учиться в Суриковском, но там сочли, что я силен больше в графике, и я оказался во ВГИКЕ (Всероссийский государственный институт кинематографии. – Авт.).

Нина Алексеевна: А я поступила на курсы мультипликаторов всесоюзного значения. Увидела объявление о приеме, подала документы… Курс был замечательный – самый знаменитый мой сокурсник – Юра Норштейн. Помню его очень скромным, он постоянно краснел и стеснялся показывать свои работы. Леонид Носырев, создатель «Антошки», «Волшебного кольца» тоже в нашей группе был…

Николай Яковлевич: Да, учили нас основательно, требовали так, будто мастерство художника анимационных фильмов – самое наиважнейшее искусство из всех! Мой диплом я делал у Сазонова Анатолия Пантелеймоновича, талантливого художника, педагога с большой буквы! И вот, через 3 года учебы во ВГИКе узнаю, что в Москве – Нина (Алексеевна – Авт.). Вот так одновременно мы стали дипломированными специалистами.

Нина Алексеевна: И снова совпадение – специальность одинаковая – мультипликация!

Николай Яковлевич: Как раз в это время набирали художников в Киев. И не просто так – приезжали лично основатели студии, искали таланты. Увидели мою дипломную работу…

 Нина Алексеевна: Долгие годы, между прочим, эти эскизы к диплому висели на видном месте в приемной ВГИКа!

 Николай Яковлевич: Предложили работу в цехе мультипликации – так начиналась история «Киевнаучфильма». «Но я не один!» – сразу уведомил я. Так мы с Ниной Алексеевной оказались в Киеве!

 Нина Алексеевна: Тут и расписались – в Шоколадном дворце. Давид Черкасский украл где-то цикламен прямо в горшочке, и подарил вместо букета! Устроились мы очень даже уютненько – сняли недорого жилье на кладбище, Байковом. Не совсем, конечно, но в непосредственной близости. Частенько оттуда забегали бродячие собачки, иногда приходилось отбирать у них собственные котлеты… Я совсем не знала украинского языка, постоянно случались курьезы. Как-то стоя на улице Будівельників спросила, где улица Строителей. А когда первый раз увидела в документах графу «прізвище», подумала, что нужно прозвище зачем-то написать…

 Николай Яковлевич: А на работе знания и специальное образование Нины Алексеевны очень оценили! Руководителями студии были тогда «мамашка» и «папашка» – так мы любя называли Ирину Борисовну Гурвич и Ипполита Лазарчука, они нас всячески опекали. А уж какой был коллектив! Черкасский, Дахно, Сахалтуев… Молодые, талантливые… Все успевали – работать, веселиться, в футбол играть.

Нина Алексеевна: А какие устраивали розыгрыши! Особо отличался Александр Татарский, чувство юмора у него было уникальное, отец его, Михаил Татарский, самому Никулину писал репризы. Ой, те еще были выдумщики, но все по-доброму. Веселились, как школьники. В общем, творили историю украинской мультипликации! Надеюсь, она не закончилась…

 Николай Яковлевич: Студию нашу курировал Хитрук, и спрашивал строго. А многие из нас ведь специального образования не имели, были самоучками. И приходилось становиться режиссерами, постановщиками, а некоторые мультфильмы и озвучивали сами. Но уже первые мультфильмы получили признание. Уже в 1965 году коротенький «Аистенок» получил диплом за творческий поиск на 1-м кинофестивале детских и юношеских фильмов в Харькове, а в 1966 году наш «Медвежонок и тот, который живет в пруду» получил Гран-При «Золотая туфелька» в на 2-м фестивале детских фильмов в Чехословакии. 

 

Нина Алексеевна: На этих «стареньких» мультиках сегодня во всем мире учатся аниматоры, да… Очень запомнился 1-й фестиваль Детских и юношеских фильмов в Ленинграде. Тогда нашему мультфильму «Песенка в лесу» дали диплом и приз 2-й ступени. После торжественной части меня пригласил танцевать Марлен Хуциев, а рядом кружились с кавалерами сестры Вертинские. Какой праздник!

Николай Яковлевич: В те годы очень высоко ценили новые идеи, оригинальный подход к рисунку, к постановке… Была практически полная свобода творчества! А уж про то, что вкладывали всю душу, все силы, говорить не приходится! Вот и получались такие яркие мультфильмы со счастливой судьбой…

Нина Алексеевна: Потому что их рисовали счастливые люди! Сколько нарисовано: Николай Яковлевич был постановщиком более 40 лент! «Одуванчик толстые щеки», «Ивасик-телесик», «Как Петя Пяточкин слоников считал» (полная фильмография здесь)… Я учавствовала в создании больше чем 80-и мультфильмов (полная фильмография здесь). Некоторые из них на экране идут 15 минут, а для их появления на свет нужно было 9 месяцев – и получался такой нарисованный «ребеночек».

 

Николай Яковлевич: Конечно, очень жаль, что после 1990-х производство мультфильмов практически остановилось, но старались находить творческую работу. Я рисовал и марки, даже пейзажи для компьютерных игр. Нина Алексеевна проиллюстрировала несколько детских книг, а года 3 назад написала сценарий для нового мультфильма – “День Рождения”, сделала полную его раскадровку по всем правилам. Сейчас я рисую иллюстрации для сказки «Два жадных медвежонка»…

 Нина Алексеевна: Будем надеяться, что Бог даст нам всем здоровья и душевных сил, чтоб и мы, и каждый могли заниматься любимым делом,  радовать других – в особенности детей! Сегодня, как никогда, им нужно говорить про добро, рисовать добро…

P.S. Жаль, нельзя передать выражение живого, замечательного лица Нины Алексеевны и того азарта, с которым Николай Яковлевич говорит о своей любимой работе. Эти люди точно знают, как рисовать добро! Посмотрите нарисованные ими мультфильмы, покажите их своим детям – и вы поймете, что каждый день по-своему прекрасен, и что все будет хорошо!

 

Олена Британ

Читайте также:

Интервью с Радной Сахалтуевым

Интервью с Александром Викеном

Один коментар на “ Они знают, как рисовать добро ”

  1. Приветствую..

Залишити коментар